Киево-Печерская Лавра: с ожиданием новых чудес

Вот уже многие века «намоленные» святыни Лавры, обладающие чудодейственной силой, дают надежду и силу страждущим, исцеляют больных и убогих. Это одно из самых уникальных мест на земле, где происходят явления, пока еще не доступные человеческому разуму.
Для православных христиан Киево-Печерская Лавра имеет, пожалуй, такое же значение, как Ватикан для католиков или Мекка для мусульман. Именно здесь, на крутом берегу Днепра, возле мощей прославленных святых, многие из которых непосредственно принимали участие в формировании государства Российского, ясно ощущаешь причастность к истории своей страны. Несмотря на то, что сейчас это священное место стало территорией другого государства…

Как все начиналось?

На высоком берегу Днепра в южной части Киева находятся два холма, разделенные глубокой, спускающейся до реки ложбиной. Сюда в XI веке удалился для уединенной молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который и выкопал первую пещеру (на древнерусском языке – печеру). Когда в 1051 году Илларион был избран митрополитом, в его пещере поселился пришедший в Киев из Афона монах Антоний (Печерский). Именно это время принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.
Вскоре рядом с Антонием стали селиться единомышленники, в числе которых был монах Феодосий, ископавшие подземные храм и кельи (современное название этих пещер – Феодосиевы, или Дальние Пещеры). Антоний, стремясь к уединению, удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру (теперь это – Антониевы, или Ближние Пещеры). Но и там к нему стали присоединяться искатели иноческого жития. Когда в пещерах стало тесно, Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора; и возникший монастырь получил название Печерского.
Игуменом монастыря был поставлен Феодосий. При нем число иноков возросло до ста, над Дальними Пещерами выстроили деревянный наземный монастырь, куда часть братии перешла из земли. Вскоре на соседнем холме началось возведение другого наземного монастыря (ныне – Верхняя Лавра), главный храм которого – Успенский собор – был освящен в 1089 году. С этого времени монастырь зажил полноценной жизнью, продолжая развиваться и укрепляться. Его центр переместился на территорию Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась лишь незначительная часть монахов. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и погребения умерших.
Здесь надо отметить, что чин погребения в пещерах существенно отличался от обычного чина христианского погребения. Умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную нишу в стене – локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, локула опять закрывалась, и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Печерском монастыре Господь прославил своих угодников нетлением мощей, что являлось настоящим чудом.

От монастыря к музею и обратно

После революции монастырь упразднили. В военное и послевоенное время обитель действовала вновь, но в 1961 году снова была закрыта и преобразована в музей-заповедник, центр атеистической пропаганды. В музейных залах стояли вскрытые гробницы с мощами, а лекторы убеждали посетителей, что ничего святого и сверхъестественного в мощах нет, что это средство поповского обмана, и нетленны они только потому, что лаврские пещеры проложены в сухих известковых породах, где зимой и летом постоянные температура и влажность воздуха. Но среди местных жителей и верующих по-прежнему ходили легенды о том, как при приложении к иконе, мощам или даже просто молитве возле них люди получали исцеление от разных хворей, помощь в решении многих жизненных проблем.
В конце 80-х годов прошлого века монастырю были возвращены Дальние и Ближние Пещеры; вновь открылась Духовная Семинария. С 1992 года в Лавре располагаются кафедральный собор (в бывшем трапезном храме Антония и Феодосия Печерских) и резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Митрополита Киевского и всея Украины. Территория Верхней Лавры пока еще остается в ведении музея-заповедника, и лишь по самым значимым праздникам здесь, в Соборной Лаврской церкви, главная святыня которой – чудотворная икона Успения Божией Матери, разрешено проведение служб.

Подземные святыни

При посещении Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами живших в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним, просто невозможно…
В пещерах есть также подземные церкви, в которых периодически проходит служба. Вдоль стен коридоров в особых нишах установлены раки с мощами, висят потемневшие таблички с указанием имени и времени погребения святого.
В Киево-Печерской Лавре хранятся мощи более 120 Божьих угодников, проведших жизнь в лишениях, слезах покаяния, посте и молитве за наш мир. Их нетленные тела по сей день подают молящим милость Божью, исцеление и надежду.
Вот имена снискавших особую благодать в целительстве святых, которых чаще всего просят о помощи.

Дальние пещеры:

Ипатий целебник

Феодосий. Утвердил иноческое житие, ввел общежительный студийский устав монастыря и прославил Печерскую Лавру подвигами и чудесами. Его просят обо всем.
Агафон чудотворец. Был хорошим целителем и имел дар пророчества; предсказал день своей кончины. Ему молятся об исцелении от недугов.
Ипатий целебник. К обычному монашескому подвигу добавил продолжительную молитву ночью, питался лишь хлебом и водой, при этом самоотверженно ухаживал за больными, лечил возложением рук. Тот, кто приходит с верой к его мощам, получает исцеление.
Арсений трудолюбивый. И днем, и ночью был в труде и молитве. У него просят хорошую работу.
Григорий чудотворец. Исцелял больных сырыми овощами и травами, которыми питался. Дарует исцеление.
Лонгин вратарь. Предвидел дела и мысли людей. Тех, кто приходит в Лавру с добрыми намерениями, ободряет, а злых нещадно обличает и приводит к покаянию.

Ближние пещеры:

Марк Гробокопатель

Агапит, врач. Прославился своей безвозмездной помощью больным, излечиванием умирающих посредством молитвы и зелья. Помогает в исцелении души и тела.
Алипий, иконописец. Был известен даром чудотворений еще при жизни. Исцелил больного, страдавшего проказой, помазав его раны красками. Много икон, написанных Алипием, прославились как чудотворные.
Дамиан, целебник. Целые ночи проводил в молитве и чтении Божественных книг, был строгим постником и кроме хлеба и воды ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов.
Мученик младенец Иоанн. Был убит язычниками вместе с отцом, исповедующим христианство. Молятся о здоровье детей и благополучных родах.
Илья Муромец. Богатырь, былинный герой. Молятся о даровании силы.
Дева Иулианья. Покровительствует девушкам и матерям, молящимся о своих детях. Свидетельства – многочисленные исцеления и явления Иулианьи во снах.
Пимен многоболезненный. Долго болел, хотя других, по данной ему благодати, исцелял от болезней. У него просят мужества в страданиях и терпения.
Прохор Лебедник. Силой молитвы творил из лебеды сладкий хлеб, а из золы – соль. Молят о благополучии.
Марк Гробокопатель. Мог предсказать кончину человека, по его слову изменялась дата смерти, его повелений слушались мертвые. Дает исцеление всем, кто припадает к его раке с верою.
Нестор Летописец. Первый летописец Руси и основатель школ. Молятся о помощи в учебе и науках.
Никола Святоша. Первым из русских князей принял иночество, исцелял и пророчествовал, примирял в ссорах. Избавляет от болезней и язв.
Никон Сухой. Силою Божьей был невидимо перенесен из плена в оковах в Печерскую церковь. Молятся при болезни ног.
Тит Пресвитер. Молят о прощении обид и примирении с ближними.

В одной из подземных церквей Киево-Печерской Лавры находятся мироточивые главы лаврских святых. Биологи пытались определить состав этой благоуханной маслянистой жидкости. Оказалось, в ней содержатся высокоочищенные масла примесей белков, имеющих органическое происхождение. Подобные соединения, присущие живому организму, искусственно синтезировать невозможно.

Знаменательные места Лавры

Входя на территорию Лавры через центральные ворота, вы проходите под аркой старинной Троицкой церкви, которая единственная уцелела за многие века в почти первозданном виде. Считается, что если человек проходит под ней дважды – заходя на территорию Лавры и выходя оттуда – он становится чище, избавляется от грехов.
В церкви во имя иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» служится молебен о здравии. По окончании на каждого молящегося надевают шапочку преподобного Марка Гробокопателя, мощи которого хранятся в Ближних Пещерах. Многим это дарует исцеление и счастливые перемены в судьбе. Рядом с церковью находятся источники преподобных Антония и Феодосия Печерских. Проистекающая здесь святая вода помогает избавиться от болезней, исцеляет душу и тело.
В храме Всех Преподобных Печерских перед иконой «Пантанасса» проходит молебен с чтением акафиста. Верующие говорят, что после этого исцеляются даже онкологические больные.

Почему мощи святых исцеляют?

Споры на этот счет идут среди ученых уже много лет. Одни считают, что это – результат обычного самовнушения, другие уверены, что какая-то неведомая и невидимая сила реально существует.
Проводилось много экспериментов, обнаруживших весьма любопытные факты. К примеру, исследователи изучали образцы воздуха в пещерах и саркофагах, где находятся мощи святых. Оказалось, что воздух в подземных помещениях удивительно чист, в саркофагах же количество микробов еще в 9–10 раз меньше, а особо вредных гемолитических бактерий нет вовсе. Что угнетает рост болезнетворных организмов, ученые пока не знают.
Проводились в пещерах и опыты с биологическими объектами. Семена пшеницы помещали в несколько пакетиков, часть из них прикладывали к гробницам со святыми мощами, часть хранили на расстоянии нескольких метров от них в тех же условиях температуры и влажности. Семена, которые побывали рядом с мощами, давали лучшую всхожесть и повышенную урожайность. Биофизический и биохимический анализы семян показали, что даже после кратковременного пребывания зерен пшеницы около святых мощей у них изменялось энергетическое состояние ядер атомов и содержание химических элементов.
Кроме того, зерна пшеницы облучали с помощью специальной кобальтовой пушки большими дозами радиации. После этого часть облученных семян помещали возле саркофагов святых угодников. В дальнейшем при высевании эти семена давали вполне нормальные проростки. В то же время зерна, не соприкоснувшиеся с аурой подземных захоронений, вовсе не прорастали.
В общем, загадок древняя «небеси подобная обитель» таит в себе немало. Возможно, со временем ученые и смогут найти научное объяснение происходящим здесь явлениям, и завеса тайны приоткроется. Но, может быть, это не столь уж важно? Просто надо жить с верою в душе, любить и уважать других людей и искренне надеяться, что чудеса в нашей жизни все еще случаются.
Юлия МАШУКОВА, www.prosto-zdorovie.ru

***

Другие статьи раздела УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ:

Загадка Крещенской воды

Чудесные исцеления

Сны — предвестники болезни?

Посмотри на свое отражение

Жизнь спасла… собака


 

Оставить комментарий